Основы объектно-ориентированного программирования на PHP

Основы объектно-ориентированного программирования на PHP

От автора: современное профессиональное программирование просто немыслимо, без объектно-ориентированного программирования, которое не гласно стало своеобразным стандартом высокоуровневых языков программирования и, конечно же, PHP не исключение. Но так сложилось, что переход от процедурного стиля программирования, к объектному, сопровождается некоторыми сложностями у новичков, поэтому сегодня мы с Вами рассмотрим основы ООП PHP.

Для начала, давайте рассмотрим основные преимущества объектно-ориентированного подхода, дабы понять, почему же он получил такое широкое распространение.

Код объектно-ориентированного подхода достаточно прост в понимании и чтении и отлично подходит для реализации масштабных и очень непростых проектов.

Приложения, написанные с использованием рассматриваемого подхода в программировании, легко модернизируются и расширяются.

Правильно спроектированные приложения, состоят из отдельных модулей, а значит, при необходимости могут быстро дорабатываться и обновляться, что на несколько порядков увеличивает скорость разработки.

Теперь, когда основные сильные стороны рассматриваемого стиля кодирования определены, можно переходить непосредственно к сути данного урока.

Итак, в основе объектно-ориентированного программирования в PHP, лежит принцип связывания данных и функций, манипулирующих ими в соответствующие объекты. Что несколько отличается от привычного процедурного подхода, где аналогичные элементы определены отдельно друг от друга. То есть объекты вмещают в себя некоторую информацию, которая сохранена в его свойствах (так называют переменные объектов) и определенный набор действий, которые описываются в его методах (по сути, обычные функции). При этом методы, как правило, в своей работе оперируют данными хранящимися в свойствах, что подразумевает как считывание, так и запись и изменение.

Соответственно, можно сказать, что основой методологии объектно-ориентированного программирования на PHP, является работа с объектами, или же использование их для манипуляции над данными.

При этом объект формируется из ранее определенного класса, причем последний, полностью описывает его структуру и выступает своеобразным шаблоном. Другими словами в классе описываются свойства и методы будущих создаваемых объектов. И это можно увидеть на следующем примере.

При реализации экземпляра класса (то есть создание нового объекта, используя определенный интересующий класс), формируется новый объект, а так же определяются описанные в классе свойства. Кроме того запускается на исполнение специальный метод, под названием __construct(), если конечно он описан в структуре класса. Как Вы видите для создания объекта, используется ключевое слово new, за которым следует имя класса. В скобках при необходимости передаются аргументы для вышеуказанного метода, в котором, как правило, определяются некоторые начальные данные для будущего объекта.

В примере выше, помимо создания объекта, осуществляется вызов метода getName() и вывод на экран значения, возвращаемого им. Конечно, в результате работы скрипта мы увидим вывод имени пользователя — “Ben”, потому как, именно оно передается в качестве первого аргумента методу конструктору, где и записывается в свойство класса под именем name. Соответственно вышеуказанный метод возвращает в качестве результата своей работы значение данного свойства.

При этом ни кто Вам не запрещает сформировать еще один подобный объект из ранее описанного класса:

В этом случае на экране мы увидим имя уже совсем другого пользователя – “Sem”. Таким образом мы, по сути создали совсем другой объект из одного и того же шаблона – класса. При этом у данного объекта, совсем другие начальные данные, которые все так же формируются методом конструктором, а значит и его поведение, определяемое методами, так же будет другим.

Обратите внимание, что свойства класса и его методы, могут использоваться только с конкретным объектом — как раз это и видно на примере, и без него, они абсолютно бесполезны, в плане работы за пределами класса, потому как внутри класса, конечно же, они могут использоваться в коде его методов. Причем доступ к вышеуказанным элементам объекта, осуществляется через специальный набор знаков “->”(стрелочку) , перед которой необходимо указать интересующий объект ,или же указатель объекта – ключевое слово $this. Указатель объекта $this, используется в коде методов, непосредственно внутри класса для обращения к его свойствам или же методам.

И опять же мы с Вами видим, что основа разработки ООП на PHP — это работа с объектами, причем прелесть заключается в том, что мы один раз описываем класс, а значит, формируем некий набор данных и необходимый функционал. А далее создаем объекты, каждый из которых в зависимости от начальных данных, по сути, будет абсолютно уникальным.

Из выше сказанного следует, класс – на основе которого будут созданы объекты, описывает данные и функционал определенной сущности будущего проекта, к примеру, работа с пользователями, страницами, меню, адресами и т.д. И конечно ,если таких сущностей несколько, то и классов, нужно создавать несколько, а значит для каждого из них будет создан как минимум один объект. Хотя и не всегда, порой некоторые классы, создаются в качестве родителей для определенных дочерних классов, а значит выступают в роли хранения , некоторого общего функционала, что само собой подразумевает создание целой иерархии классов будущего проекта. Но это уже совсем другая тема, которая не вписывается в рамки текущей статьи.

Собственно, вот мы с Вами кратко и рассмотрели основы объектно-ориентированного программирования в PHP. Конечно, данный вид программирования требует большего внимания, нежели одна статья, если Вы хотите действительно хорошо разобраться в нем и использовать его в своих наработках. Более подробно данная тема рассмотрена в премиум курсе Объектно-ориентированное программирование на PHP.

Всего Вам доброго у удачного кодирования!!!

Метки:

Похожие статьи:

Комментарии Вконтакте: